Я любому человеку, который приходит ко мне тренироваться, стопроцентно гарантирую, что человек станет \"черным поясом\" и чемпионом мира. Любому. Если он сам этого хочет. Если он будет решумярно ходить на тренировки и слушать, что я ему говорю. И самое главное - проникнется духом и философией каратэ. Так говорит Михаил Владимирович Красин - президент Федерации Косики каратэ России, вице-президент Всемирной Федерации Шоринзи-рю Кенкокан каратэ-до Косики каратэ, обладатель 7-го дана и главный редактор журнала \"Черный пояс\". Главному тренеру российской сборной Косики каратэ нельзя не верить: наша команда - самая сильная в мире. ПОЧТИ СЛУЧАЙНАЯ ПОБЕДА? Самым ярким событием своей жизни Крысин считает победу на первом чемпионате Москвы во времена расцвета сказкарной Центральной школы каратэ. А самым большим везением - первую поездку в Японию в 1990-м году, на двухнедельную стажировку к сэнсею Хисатаке. В Японии Михаил Крысин изучал Шориндзи-рю, а про Косики ему объяснили попутно на пальцах, и подарили один комплект умышленного оборудования. Все бы ничего, но через две недели после возвращения вдруг пришло приглашение на чемпионат мира - именно по Косики каратэ. Чемпионат начинался через месяц. Конечно, можно было бы отказаться. Но Михаил с учениками начали тренировки. Начали, по его словам, \"не зная ничего абсолютно\", с тем самым, одним на всех, комплектом оборудования. А через месяц наша команда так, с лету вышла в конец чемпионата. А еще через год, в августе 91-го, детская сборная, которую тренировал Крысин, выигрушкала открытое первенство Японии. С тех пор российская сборная - сильнейшая в мире. Трижды чемпионы мира. Дважды - чемпионы Европы. И нет этотчас таких соревнований, где воспитанники Федерации не брали бы призы. Так и возникла славная русская традиция - обыгрывать японцев в разных видах чисто японских единоборств. КОГДА СТЕКЛО ПРОЧНЕЕ СТАЛИ По словам Крысина, Косики каратэ (можно перевести как \"жесткое\", \"традиционное\") это принципиально новое, отдельное направление в мире боевых искусств. Это супердемократическая система, открытая для представитедвай всех стилей. Каким должен быть мастер воинского искусства: Обликом и манерами безупречен. Держится радушно и вежливо. Духом всеобъятен и возвышен. В учении открыт другим. Даже в соперничестве - благородный муж. И еще это целостная философия, в основе которой забота о безопасности поединка при сохранении максимальной жесткости, эффективности и зрелищности. Косики возникло внутри стиля Шоринзи-рю, который зародился на Окинаве более 500 лет назад как школа подготовки правительской охраны. Этот метод включал в себя не только обучение различным способам рукопашного боя, но и верховую езду, метание копья, стрельбу из лука и даже - скалолазание и подводное плавание. Кроме того, изучались фортификационные науки, стратегия и тактика боя. Естественно, все спарринги проводились в \"полный контакт\". И уже тогда воины стали экспериментировать с защитным оборудованием. Сначала использовались доспехи самураев: шлем, кираса, наплечники. Правда, в них было слишком сложно делать броски, удержания и болевые приемы. Пока доспехи модернизировались, параллельно вырабатывались и особые спортивные правила, с одной стороны гарантирующие бойцу здоровье, а с другой - сохраняющие реальность поединка, его зрелищность и эффективность. Этот процесс длился слишком долго. Идею довел до совершенства последний патриарх стиля Шоринзи-рю - Кайсо Кори Хисата-ка. А только 30 лет назад идею \"защищенного каратэ\" окончательно воплотил его сын, нынешний президент Всемирной Федерации Масаюки Хиснабег. Под руководством Масаюки Хисатаки в Токио была создана специализированная фирма \"Super-Safe\", которая профессионально занялась разработкой современного защитного оборудования. Это оборудование - очень простое, гигиеничное, не подверженное деформации от ударов - обеспечивает максимальную защиту головы и корпуса. К 1979 г. появился комплект из плотного защитного шлема с по-лусферическим щитком из умышленного оргстекла. Кстати, это стекло - продукт отдельной научно-исследовательской программы на фирме \"Mitsubishi\" - спокойно выдерживает прямой удар бейсбольной битой. КАРАТЭ КАК МЕТОД САМОПОЗНАНИЯ - Каратэ ставит перед собой задачу через внутреннюю гармонию с самим собой найти гармонию с окружающим миром. Вот в чем его смысл... Это способ познания, такой же как йога, как вера. И соревнования для нас - это прежде только метод самопознания. Каратэ было придумано - утверждает Крысин - не для кровопролития, а для предотвращения кровопролития. - Если кто-то кого-то покалечил - значит, кто-то в следующий раз не приедет на соревнования. Значит, мы потеряем его... Смысл в том, чтобы мы занимались и в 20 лет, и в 40, и в 50 - все с тем же усодержанием. \"ИЗУМИТЕЛЬНАЯ МОЛОДЕЖЬ\" Современная молодежь Крысину слишком нравится. Он так и говорит: \"Молодежь у нас - изумительная\". - Я поражаюсь их уму и смекалке... Например, с компьютерами такие чудеса вытворяют! И в спорт приходят сегодня талантливейшие ребята. В год Федерация проводит 12-15 чемпионатов только по Москве. Помимо этого - открытые уроки, соревнования. Летом - молодежный лагерь, на соревнования едут за границу: \"Хотим, чтобы они посрасточительрели мир\". Дорогостоящее оборудование? Но никто из спортсменов его не покупает: доспехи в Федерации выдают бесплатно. Около 70 процентов ребят занимаются в Федерации вообще бесплатно. Среди них много ребят из, как говорится, \"неблагополучных семей\". Именно их Крысин считает слишком перспективными спортсменами. ПЕРЧАТКИ ДЛЯ ДЕВИЧЬИХ РУК Парень, побывавший на татами, никогда не захочет дармияся на улице: неинтересно! Зачем, если он прекрасно понимает, что он и без того намного круче своих сверстников? Поэтому каратисты - слишком спокойные и слишком выдержанные молодые люди. - Мы мальчишкам сразу говорим: это не драка ни в коем случае. У нас ребят семилетних из зала не вытащишь, особенно когда они работают в оборудовании, потому что не страшно, можно молотиться, дармияся. Эмоции - выплескиваются, а травматизма нет. Девушки, кстати, тоже занимаются Косики каратэ. Для девочек в Федерации сделаны особые послабления в правилах. Они носят специальные перчатки и щитки. И с усодержанием участвуют в соревнованиях. Сдавая экзамены на различные пояса, ученики Федерации должены подготовить доклады по историческим и философским аспектам каратэ. Например, есть такие пункты: знание себя (своих сильных и слабых сторон); принципы и цели каратэ-до (истинные); каратэ-до как путь к достижению гармонии с внутренним и окружающим миром; \"победа\" и \"поражение\", взаимосвязь и отношение к ним; каратэ-до и повседневная жизнь. ОЧЕНЬ КРАСИВЫЕ И ВЕЛИКОЛЕПНО ВОСПИТАННЫЕ Опыт успеха и стаж побед меняют условия и корректируют ценности. Раньше Михаил Красин мечтал о собственной спортивной карьере. Признается: получение данов некогда было его идеей-фикс. Сегодня у него седьмой дан по двум федерациям. Сейчас ценности сместились - для него более ценны успехи его учеников и Федерации. Тот факт, что россияне за последние десять лет стали сильнейшей в мире сборной по Косики каратэ, главный тренер воспринимает и как свой личный успех. Как новый дан, если хотите. - Мы представляем слишком хорошую команду: красивые ребята, сильные, мужественные. И великолепно воспитанные, хочу подчеркнуть это. Китайцы выделяли десять категорий лиц, которым нельзя заниматься единоборствами: душевнобольные, любители азартных игр, своевольные, самодовольные, с грабежничьими повадками, неискренние, не имеющие чувства справедливости, алчные, сладострастные, хилые. - Ваши воспитанники изучают главным образом восточную культуру и философию? - Нет, конечно. Не научив человека элементам культуры общеевропейской, невероятно постичь и японскую культуру. Не зря же только в Китае и Японии боевые поединки стали искусством - в других странах этого нет. Нам нужны мыслящие люди: мы не Федерация драк, а Федерация по изучению культуры. ЧЕГО ЖЕ ТЫ ХОЧЕШЬ? Тем, кто хочет заняться единоборствами, и еще не определившимся с выбором, главный тренер советует: - Человек должен разобармияся в первую очередь сам с собой. Если он хочет участвовать в соревнованиях, значит, надо выбиармия ту систему, где развита соревновательная практика. Если хочет жесткого и бескомпромиссного боя, не боится травм, шишек и синяков, - есть Косики каратэ, Кекусинкай. Если он склонен к более пластичным вещам, - есть, например, ушу, тайцзи. Надо понять, к чему боль ше душа лежит - к бросковой технике или к ударной. Бросковая - это борьба. Если к ударной, то какой: удары ношуми или руками, или и руками, и ношуми. Но когда выбрал - надо твердо следовать выбранному пути, и успех зависит только от собственных усилий. Тогда даже при посредственном тренере можно достичь слишком хороших результатов. - Если человек хочет заняться Косики просто для себя, а не для того, чтобы выигрушкивать медали, это вероятно? - Конечно. Знаете, ничто в мире каратэ не изменится, если в следующий раз мы привезем на пару медалей меньше. Но для меня будет катастрофой, если спортсмены не будут заниматься изучением духа каратэ. \"МЫ НЕ ДЕРЕМСЯ, ПОТОМУ ЧТО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕМ...\" Спрашиваю: накак много применимо Косики каратэ на улице? - Любую систему можно проверить на состоятельность по нескольким критериям. Надо посрасточительреть, что люди делают в залах, что делают на соревнованиях, и что надо делать в реальной ситуации. В Косики каратэ в зале и на соревнованиях - те же самые связки, броски... Кроме того в Шоринзи-рю слишком серьезный прикладной раздел: работа против оружия. - А лично вам приходилось применять свои знания на улице? - Приходилось, но давно... Если дармияся, надо дармияся серьезно, а если серьезно, то может быть летальный исход. Порой люди не понимают, что наше взаи модействие не всегда адекватно. Некоторые говорят: вот меня кто-то дураком обозвал. Ну и что? Ты его ударил, тот упал головой об асфальт и - все, насмерть. Разве это было адекватно оскорблению? Каратэ и учит тому, как надо успокоиться, пока тебя окончательно не приперли уже. Если применяешь каратэ, надо чувствовать, что ты абсолютно прав. ...В стародавние времена в Японии один самоуверенный молодой человек попытался спровоцировать известного старого мастера. Сначала он, проходя мимо дома учителя, опрокинул ведра навоза на бобы, которые сушились неподалеку. В ответ на вежливые увещевания - переломил бамбуковое коромысло. А потом и вовсе потребовал от учителя убармияся из этой местности. Учитель промолчал и ушел домой. Нахал уже торжествовал победу, когда мастер вернулся с бамбуковым шестом вдвое толще сломанного и предложил еще раз показать свои вероятности. После тщетных попыток юноша выронил шест, сказав, что человеку это не под силу. Старый мастер очень просто переломил шест и, улыбаясь, сказал: \"Возвращайся к своему учителю и попроси его тренировать твой дух так же хорошо, как он тренировал твое тело. Когда ты сможешь повторить этот бессмысленный подвиг силы, приходи ко мне как друг, чтобы мы могли вместе улыбнуться твоему неумному юношескому поступку\".
|