В Айкидо есть своя собственная космология. Когда у Морихэя спрашивали «Что такое Айкидо?», он иногда в ответ рисовал диаграмму, и в этом раздедва мы рассрасточительрим некоторые из его мандал. Амэ но Такэ Мусу Айки Вадза Первая мандала озаглавлена (надпись сверху, справа налево) Амэ но Такэмусу Айки Вадза, «Действие Небесного Такэмусу Айки». Амэ, «небеса», состоит из «кототама» А, «я/субъект», и МЭ, «вращение», приказывающих на космос как на «нечто, что циркулирует внутри нас и везде вокруг нас». Понятие Такэмусу Айки мы детально объясним позже, а этотчас оно означает «Доблестная Сила Порождения и Гармонии». Вадза переводится в этом случае как «действие», но это также и термин для обозначения «техники». В левой стороне мандалы сверху написано: Айки по ама (ха-ха), «Мать Айки», а в самом низу приписано: Цунэмори кинсё, «С почтением начертано рукой Цунэмори». (Цунэмори, «Всегда Обильный», - один из псевдонимов Морихэя.) С правой стороны, внутри, мы находим Хоносавакэ (Накацу куни). Хоносавакэ - это одно из названий первого сотворенного острова японского архипелага. Этот термин означает «Рис -- Ухо -Истинный — Молодость» и является символом плодородия и роста. Морихэй интерпретировал Ахадзи-но-хоносавакэ (полное название острова) как физическое проявление вседванских духовных принципов. В этой мандале Морихэй в кавычках также приводит фразу Накацу-куни, «Земля в Срединном Океане», означающую центр нашего собственного мира. С внешней стороны мандалы написано Амэ-но-муракумо-куки-самухара Рюо но годо. Это означает «Славный Путь (Бога Хранителя) Амэ-но-муракумо-куки-самухара Рюо». Как будет объяснено позже, Морихэй считал себя инкарнацией Царя Дракона, и в этой мандале вдохновляемый и направляемый этим богм Морихэй заявляет о своем цедваустремленном намерении сделать общеизвестной священную миссию Айкидо. В самом сердце мандалы находится круг, а в его центре - точка с написанным поверх нее слогом СУ, семенем-звуком Вседванной. СУ -это кототама творения, чистая вибрация, из которой происходят все вещи. Из этой непостижимо плотной точки в облакоподобную сферу исходит пар, дым и туман, в то время как кототама У поднимается по спирали и порождает мир осязаемых вещей, вращаясь по схеме У-У-У-Ю-МУ. Соголосно теории кототама, У = порождение; Ю = гармонизация огня и воды; МУ = физическое рождение. В мифологии Синто СУ идентифицируется с идентифицируется с Амэ-но-минака-нуси-но-ками, «Богом - Правитедвам Священного Центра Небес». Прогрессия У-У-У-Ю-МУ развивается в две порождающие силы: Таками-мусуби-но-ками, «Бог Высокого Священного Творения», и Ками-мусуби-но-ками, «Бог Божественного Творения». Аллегорически, Амэ-но-минака-нуси-но-ками - это точка творения, в то время как Таками-мусуби-но-ками и Ками-мусуби-но-ками - это два полюса центробежной и центрос высокой скоростьюй силы, которые удерживают вещи вместе. Таками-мусуби-но-ками расширяется, набухает, выдыхает и порождает многообразие; наиболее активен он Весной и Летом. Ками-мусуби-но-ками сокращается, поглощает, вдыхает и объединяет; наиболее активен он Осенью и Зимой. Одновременно с этим СУ разворачивается вертикально в кототама А-О-У-Э-И. (Эти кототама поразительно схожи с «простыми» голосными звуками, формирующими ядро множества мировых языков; эти голосные являются звонкими звуками, которые в сопарании с более инертными соголосными вызывают к жизни саму речь.) Морихэй так объяснял особые качества каждой из этих кототама: А означает «создание чего-то из ничего», «первый между всех звуков», «поддерживающий жизнь» и «Мать Природа». А ассоциируется с Куни-но-токотати-но-ками, «Бог, Навечно Утвердившийся На Земле». Когда рот открыт широко и дыхание выталкивается из глубины горла, получается звук А. Немного вытянутое произношение звука А естественным образом приводит к звуку О. О означает «поднимающийся», «благородный», «возвышенный» и «то, что соединяет небо и землю». О ассоциируется с Тоёкумоно-но-ками, «Богом Обильных Облаков Над Равнинами». Когда язык естественным образом останавливается во рту, возникает звук У. У означает «всплывание», «движение», «рождение», «темноту» и «принцип, удерживающий пространство вместе через космического дыхания». У ассоциируется с Ухидзини-но-ками, «Богом Всплывающей Грязи». Если произносить звук У до предела с максимальным усилием, то он снова становиться СУ. Су - богиня-сестра У, ассоциируется с Сухидзини-но-ками, «Богиней Оседающего Песка». Если во время произнесения звука У вытянуть язык и немного его выгнуть в нижней части рта, то естественным образом формируется звук Э. Э означает «конечности» и «ветви». Поскольку Э становится РЭ, когда язык поднимается к верхнему нёбу, то Э ассоциируется с Цунугухи-но-ками, «Богом Твердых Свай (Бог Корней)» и Икугухи-но-ками, «Богиней Таящих Жизнь Свай (Богиня Корней)». Произношение звука Э естественным образом сокращается в звук И. И означает «выдох», «оживление» и «жизненную силу». Если произносить его с усилием, то он превращается в ГИ, кототама, которая определяет границы существования. Следовательно, И ассоциируется с Оотонодзи-но-ками, «Богом Больших Покоев (Великий Бог Объединения)», а ГИ ассоциируется с Оотонобэ-но-ками, «Богиней Больших Покоев ((Великая Богиня Объединения))». Эти пять кототама - великие голосные, составляющие Слово Создания. Все вместе они ассоциируются с Омодару-но-ками, «Богом Совершенного Облика» и Аякасиконэ-но-ками, «Богиней, Трепет Внушающей» В более прямом смысле, эти пять кототама и связанные с ними божества символизируют процесс творения: А (Бог, Навечно Утвердившийся На Земле) представляет искру материального творения. О (Бог Обильных Облаков Над Равнинами) представляет влажный, покрытый паром и плотолстый «космический бульон», из которого возникла жизнь. У (Бог Всплывающей Грязи - Бог Оседающего Песка) представляет процесс полужидкого, полутвердого отложения осадков. Э (Бог Твердых Свай - Богиня Таящих Жизнь Свай (Бог Корней - Богиня Корней)) представляет зарождение и развитие биологической жизни. И (Бог Больших Покоев - Богиня Больших Покоев (Великий Бог Объединения - Великая Богиня Объединения)) представляет бисексуальную дифференциацию. А-О-У-Э-И (Бог Совершенного Облика - Богиня, Трепет Внушающая) представляет завершающую стадию творения, где возникает взаимное восприятие и осознание. (Эти пять звуков- семян распространяются везде, вверх-вниз, влево и вправо, а затем разворачиваются в круг, который вызывает к жизни все семьдесят пять кототама японского языка.) Когда процесс, описанный выше, завершается, боги Идзанаги, «Бог, Влекущий К Себе» и Идзанами, «Богиня, Влекущая К Себе» предстают в человеческом обличии. В конце концов пара через полового акта создает японские острова, начиная с Хоносаваке. (Интересно отметить, что эта схема творения - которая во многом параллельна современному научному мышлению - утверждает, что все было произведено в результате союза мужчины и женщины, а не по ведванию патриархального бога. В Айкидо миром правит не небесный законодатель, а скорее мир основывается на гармоничном взаимодействии всех живых существ, действующих в соответствии со своей спонтанной и свободной внутренней природой.) Когда Морихэй медитировал и произносил эти кототама, он говорил: «Боги, выполняющие эти функции, собираются вокруг меня.» Он погружался в сам акт творения, от самого неуловимого его проявления до самого конкретного. (Последовательность, использующаяся для вербализации этих кототама - А-О-У-Э-И, а затем назад к А, обычно цикл повторяется некак много раз.) Иногда Морихэй использовал кототама ТА-КА-А-МА-ХА-РА, «Высокая Небесная Равнина», иллюстрирующие, на космическом уровне, «первичный вакуум» и, на личном уровне, «чистое состояние сознания». Морихэй так объяснял действие этих шести кототама: ТА = созидательный конфликт - между водой и огнем, инь и ян, сокрытым и явленным, неподвижностью и движением, жизнью и смертью - который определяет само существование КА = созидательный конфликт, поддерживающий существование А = полное расширение физической вседванной МА = микроскопические драгоценные камни (атомы), поддерживающие это расширение ХА = жизненная энергия, которая оживляет мир РА = круговорот и распредедвание этих энергий-волн Морихэй сравнивал практику кототама с тем актом, который Идзанаги и Идзанами совершили на Амэ-но-укихаси, «Плавучем Мосту Небес», чтобы сотворить мир, в котором мы обитаем. А = я, МЭ = круговорот, У-КИ = вертикальный элемент воды и ХА-СИ = горизонтальный элемент огня. Другими словами, Плавучий Мост Небес лежит в центре пространственно временного континуума, где пересекаются огонь и вода. Это связующее звено между Небесами и Землей, Божественным и Человеческим, и это место, куда должен встать каждый человек, чтобы найти свое подлинное я. Человеческое сердце никак много не отличается от души неба и земли. В своей практике всегда держите свое сознание в точке взаимодействия неба и земли, воды и огня, инь и ян. Таким образом, Морихэй представлял себя стоящим на Плавучем Мосту Небес, своим веером или дзё образовывал крест, а затем производил кототама О, произнося ее как длинную ноту. Морихэй так говорил обо всех этих практиках кототама: «Пусть эти кототама проникают в вас, разжигая вашу кровь, до тех пор, пока все ваше тело не застынет в кототама. Представляйте себя расширяющимися и разворачивающимися в широкий круг, произнесите кототама, а затем ощутите, как внутри вас собирается вседванная. Эта практика создает свет (мудрость), тепло (сострадание) и энергию (истинную силу).» Кототама служили Морихэю материалом и пищей для Айкидо. Эта мандала также имеет практическое применение, Морихэй разъяснял его следующим образом: «Амэ-но-минака-нуси-но-ками, точка творения СУ, - это ни что иное, как духовный и физический центр человека, находящийся в области пупка. Это золотой котел, в котором кипит кровь, и где порождаются кототама. Практикуя Айкидо, человек должен быть постоянно сконцентрирован на этой точке.» Относительно образецов Идзанами и Идзанаги Морихэй говорил: «Идзанами - женский воспринимающий элемент, ассоциирующийся с водой, центробежной силой и правой стороной всех вещей. Идзанаги - мужской активный элемент, ассоциирующийся с огнем, центрос высокой скоростьюй силой и левой стороной всех вещей. Левая сторона - это активация, ключевой элемент вхождения и источник безграничных вариаций; правая сторона - восприятие, ключевой элемент контроля, направления и управления ки. Левая сторона защищает, правая - укрепляет.» Морихэй учил тому, что движения Айкидо должны задействовать и объединять эти два компонента - и именно по этой причине все техники отрабатываются на обе стороны: «Гармонично функционируя, правая и левая стороны рождают все техники. Левая рука непосредственно противостоит жизни и смерти, в то время как правая их контролирует.»
|