Календарь |
« Февраль 2010 » |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | |
Статистика |
Онлайн всего: 4 Гостей: 4 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2010 » Февраль » 25 » Миками Араки-рю дзю-дзюцу
14:36 Миками Араки-рю дзю-дзюцу |
Миками Араки - рю - типичная школа традиционного японского дзю-дзюцу. Таких как она когда-то насчитывали более 700. Это малоизвестная ветвь более крупной Араки-рю, которая восходит своими корнями к одному из величайших мастеров боевого искусства XVI века Араки Мунисаю Хидэцуне. Сегодня Миками Араки-рю известна лишь жителям одной - единственной деревушки, затерявшейся в глубине гор на территории бывшей провинции Мусаси на северо-востоке острова Хонсю. Хотя долгое время она была доступна лишь благородным самураям, после буржуазной революции Мэйдзи в середине XIX века, когда были упразднены все старинные сословия, Миками Араки-рю стала достоянием простого народа. Вероятнее только, мы так никогда бы и не узнали о существовании этой школы дзю - дзюцу, если бы Хираками Нобуюки, известный японский исследователь традиционных бу-дзюцу, во время своих исследований на территории Мусаси и Кодзуки случайно не наткнулся на ее додзё. Техника Миками Араки-рю произвела на него столь сильное чувство, Хираками посвятил этой школе целую главу в своем двухтомном исследовании \"Гокуи содэн. Корю бу-дзюцу\" (\"Передача высшего секрета. Бу-дзюцу старых школ\"). История Миками Араки-рю имеет множество темных пятен, что объясняется нехваткой и неточностью письменных источников. Взять хотя бы самого Араки Мунисая Хидэцуну. Историки полагают, что это был настоящий человек, однако в современных ему текстах упоминаний о нем нет. Впервые его имя зафиксировано в трактате второго патриарха Араки-рю - Мори Симоносукэ. Позже оно встречается в наставлениях школы явара (одно из названий дзю-дзюцу) Мусо тёкудэн-рю, в книге \"Бу-дзюцу кодэн\" (\"Малая летопись бу-дзюцу\") первой половины XVIII века и в генеалогиях школы Кито-рю середины XIX века. Зато от периода Кэйтё (1596 - 1615), когда жил Араки Мунисай, дошло некак много наставлений по дзю-дзюцу, подписанных именем Араки Мунинсая Нобуиэ. Возможно, что в обеих случаях речь идет об одном и том же человеке. И действительно, удивительная схожесть имен, географических и временных привязок не может не навести на такую мысль. Да и похожих мест в биографиях обоих мастеров тоже хватает. Так, соголосно сообщениям источников, Араки Хидэцуна изучал борьбу явара-ги школы Мусо тёкудэн-рю у мастера Фудзивара Кацудзанэ, а также когусоку (разновидность борьбы в доспехах) школы Такэноути - рю у ее патриарха Такэноути Каганосукэ. А об Араки Мунинсае Нобуиэ известно, что он был учеником Вакэды Бокусая, который в свою очередь, постигал премудрости военного дела у Миярасточительо Миноносукэ - приемного отца знаменитого фехтовальщика Миярасточительо Мусаси. В текстах он назван воспитательом по фехтованию двумя мечами и когусоку коси-но мавари (разновидность борьбы в доспехах) школы Мусо-рю, однако анализ техники, описанной в его наставлениях, обнаруживает сильное влияние школы Такэноути-рю. Впрочем, ни в одном тексте нет прямых приказаний на то, что Араки Хидэцуна и Араки Нобуиэ один и тот же человек. К тому же и различий в их жизнеописаниях тоже немало. Неясности в истории Миками Араки-рю не заканчиваются на основатедва. Так, толком неизвестно, когда же все-таки эта школа выделилась из ныне здравствующей Араки-рю. В одних текстах говорится, что это произошло при третьем патриархе - Ямарасточительо Псикуэ, который, якобы и дал школе название \"Миками Араки-рю\", в других - при десятом, Токуде Сиробэе, который вроде бы добавил к традиционному Араки-рю технику кэн-дзюцу (фехтование мечом). Интересно, что ныне уже никто не знает, какой смысл основатели школы вкладывали в слово \"Миками\" - \"Три бога\" (Какие \"три бога\"? Почему именно \"три\"?), да и кэн - дзюцу в современном Миками Араки-рю отсутствует. По-видимому, разобармияся в истории Миками Араки-рю не смогут даже самые крупные спецы в этой области. Им просто не хватит информации. Такая же ситуация характерна для слишком многих старинных школ дзю-дзюцу. Впрочем, их последоватедвай это мало волнует, ведь для них важнее не доскональное знание фактов, а дух и образ школы. По той же причине нынешних учеников Миками Араки-рю вполне устраивает традиционная версия создания их традиции сказкарным Араки Мунисаем, не раз знатокзывавшем свое выдающееся мастерство на полях сражений и в поединках с представителями других школ. Техника, которая ныне изучается в Миками Араки-рю, сильно отличается от запаса ее прародительницы, школы Араки-рю. Например, в ней отсутствуют очень характерные приемы неожиданного нападения на сидящего соперника (в Араки - рю они называются \"санкёку-но дан\" - \"ступень трех перегибаний\"). По-видимому, технический багаж школы сложился в период мирного правления сёгунов Токугава (1603 - 1868), скорее, во второй его половине. В настоящее время в Миками Араки-рю изучают 48 базовых приемов дзю-дзюцу, которые характеризуются рядом особенностей: 1. Если соперник проводит захват за руку или одежду на груди, то для освобождения от него и проведения болевого контроля последователь Миками Араки-рю, как правило, применяет болевой захват, похожий на \"санкадзё-кимэ\" айкидо (скручивание кисти вовнутрь вокруг вертикальной оси предплечья); 2. К основным техническим действиям школы можно отнести такие приемы, как котэ-гаэси (выкручивание кисти наружу), гяку-котэ-гаэси (выкручивание кисти в обратную сторону), иккадзё-кимэ (перегибание локтя через ладонь), санкадзё-нагэ (бросок скручиванием кисти вовнутрь вокруг вертикальной оси предплечья), ирими-нагэ (бросок встречным входом), хидзи-кудзики-кимэ (перегибание локтя), сэои-нагэ (бросок через спину), а также довольно редкую технику болевого воздействия на ногу-кяку-кансэцу (выкручивание стопы); 3. Базовая техника почти целиком, за исключением только нескольких приемов - \"кантан\" (\"исследование старины\"), \"мутин\" (\"сон на подушке\") и некоторых других, -- применяется в стойке (тати-ай). Традиционно излюбленный раздел старых школ дзю-дзюцу \"и-дори\" -- борьба в положении сидя - в классике (т. е. в официальном каталоге - мокуроку - техники школы) Миками Араки-рю отсутствует, но учителя в качестве кодэн (\"устная передача\" в противоположность \"письменной\" - мокуроку) все-таки преподают некак много приемов нэ-дори - борьбы в положении лежа - и инэ-дори - борьбы в положении полулежа, когда приемы выполняют из положения сидя со скрещенными ношуми; 4. Приемы боя с оружием последователи Миками Араки-рю практически не изучают. Они овладевают лишь несколькими базовыми движениями с коротким мечом - вакидзаси и приемами его отбирания; 5. Основной упор школа производит на самооборону (госин-дзюцу) - защиту от захватов, основных ударов и бросков, что слишком характерно для школ периода Эдо; 6. Хотя школа называет свою технику торидэ - \"хватающие руки\", реально болевые контроли в ее запасе занимают довольно скромное место. Скорее только, название \"торидэ\" просто сохранилось от более ранней Араки - рю, в которой болевым приемам действительно уделяется слишком много внимания; 7. Техника Миками Араки-рю в целом несложна и может быть разучена довольно с высокой скоростью; 8. Классическую технику дзю-дзюцу здесь дополняют методы тренировки, позаимствованные из старых школ кумиути. Приемы, подобные броскам дзюдо, почти не применяют, зато изучают различные приемы борьбы на земле (нэ-вадза) из кумиути, элементы из запаса старинного сумо; 9. В Миками Араки-рю, в отличие от подавляющего множества школ дзю-дзюцу, преобладает добивание соперника в стойке; 10.В отличие от множества других школ дзю-дзюцу, Миками Араки-рю имеет крайне бедный фонд письменных источников: наставлений, мастерских генеалогий, технических каталогов (мокуроку). Самый ранний из этих текстов написан слишком поздно, в 1846 году, причем не иероглифами, а японской слоговой азбукой кнабегной на местном языке, что крайне затрудняет его понимание. Чем это объясняется, неясно: то ли автор хотел защитить его содержание от чужих глаз (японские языкы очень сильно рознятся друг от друга, к тому же очень большое число омонимов в фонетической азбучной, а не иероглифичной записи делают почти невозможным правильное понимание мудреных терминов наставлений), то ли он просто был малограрасточительен и не знал иероглифов. Вообще, терминология в Миками Араки-рю очень специфична и мало что говорит непосвященному. Только недавно, путем сравнения названий приемов этой школы с терминами других школ того же региона Японии, удалось подобармия к ним иероглифические эквиваленты. Сегодня додзё Миками Араки - рю, где преподает единственный носитель этой традиции воспитатель Ямада Хироси, посещают только некак много человек. Фактически, эта школа, подобно слишком многим другим традициям бу - дзюцу, стоит на грани вымирания. Чтобы сохранить для потомков культурное наследие Миками Араки-рю, сэнэтот Ямада позволил специалистам по истории бу-дзюцу сделать фотографииснимки всех 48 базовых приемов. Рисунки, сделанные с некоторых из этих фотографииграфий, и комментарий к ним мы предлагаем вашему вниманию. 1. Сасои (\"Соответствие левому\") 1. Укэ захватывает одежду тори на груди. Тори в ответ захватывает руку укэ. 2. Тори срывает захват укэ движением двух рук вверх, к своему лбу. 3. То же самое, вид с противоположной стороны. 4. Тори проводит перегибание локтя укэ. Это самый первый прием Миками Араки-рю. 2. ТЕЦУГАИ 1. Укэ захватывает одежду тори на груди. Тори захватом двух рук срывает захват укэ,... 2. просовывает свою левую руку под отворот куртки укэ и захватывает его левый отворот и ... 3. выводит укэ из равновесия. 4. Тори опрокидывает укэ лицом на пол, одновременно вытягивая его правую руку в сторону и ... 5. проводит на нее болевой контроль. Данный прием имеет уникальное название \"разминувшиеся руки\". Смысл этого названия заключается в том, что тори использует поперечное движение своей левой руки для срыва захвата правой руки соперника. В современных бу - дзюцу подобные приемы почти на используются. Поэтому тёцугаи считается оригинальным достоянием Миками Араки-рю. 3. Сотоэбоси (\"Наружное эбоси\"; эбоси - высокий головной убор высшей знати в старину) 1. Укэ обхватывает туловище тори обеими руками сзади. В ответ тори захватывает своей правой рукой правую руку укэ и наносит атэми по уязвимой точке на тыльной стороне ладони. 2, 3. Крупный план атэми. 4. После атэми тори срывает захват обеих рук укэ, некак много отступает в сторону и одновременно проводит болевой прием на запястье. 5. Тори контролирует укэ болевым приемом на запястье (гяку котэ-гаэси) и добивает его ударом ноги. 4. Дайран (\"Обозревание большого\") 1. Укэ атакует рубящим ударом кулака сверху вниз в лицо (сёмэн-ути). Тори наклоняется вперед, чтобы из убегать удара ... 2. и захватывает правую ногу укэ. 3. Воздействуя локтем на бедро укэ движением изнутри наружу, тори опрокидывает соперника на землю. 4. Продолжая выкручивать ногу в бедре, тори захватывает ступню укэ... 5. и завершает прием, выворачивая ее наружу. В древних школах дзю-дзюцу при атаке рубящим ударом в голову движением сверху вниз, иногда применяются контратаки, направленные против ног соперника. Представленный здесь классический прием школы Миками Араки-рю тоже относится к этой категории. По сути, он представляет собой движение котэ-гаэси, но направленное против ступни соперника. 5.Татидомоэ (\"Стоящая томоэ\"; фигура в виде круга с меньшим полукругом, примыкающим одним концом к окружности) 1. Укэ атакует ударом сёмэн-ути. 2. Тори останавливает удар двумя руками, причем положение его абсолютно такое же, как и в технике иппон-дори (захвата руки) в школах линии айки-дзю-дзюцу. 3. Сглаживая удар и захватывая руку, тори заставляет расходоваться впустую силу соперника. 4. Тори зашагивает за спину укэ, одновременно заводя руку соперника ему за спину. 5. Тори знамяивает укэ вниз левой рукой и одновременно подсекает его ногу правой рукой. 6. Тори завершает прием болевым удержанием за кисть и контролем плеча. 6. Тэнбин (\"Коромысло\") 1. Укэ захватывает одежду на груди тори. В ответ тори захватывает его руку, 2. срывает захват и переворачивает руку укэ локтем вверх. 3. Тори производит шаг левой ногой вперед, одновременно разворачиваясь спиной к сопернику и переворачивая захваченную руку локтем вниз, а затем проводит перегибание локтя соперника через свое плечо. 4. Тори может продолжить прием броском через спину (сэои-нагэ), но в ката перегибание локтя является конецьным действием. Это один из наиболее классических приемов старинного дзю-дзюцу. Если сравнить технику старых школ с современной техникой айки-дзюцу, выясняется, что в древнем дзю-дзюцу меньше бросков, зато больше болевых приемов, причем при выполнении ката бойцы доходят до конецьного болевого, но логичного в данной ситуации броска не делают. С точки зрения современного боевого искусства в ката дзю-дзюцу словно не хватает концовки. Думается, что эта особенность связана в основном с особенностями тренировки в дзю-дзюцу в период Эдо. Поскольку тренировки, как правило, проходили на улице, а не татами, многие наиболее опасные приемы просто невероятно было выполнить, чтобы не покалечить партнера. 7. Госёгурума (\"Мельница\") 1. Тори кладет обе руки на плечи укэ, 2. разворачивает его боком ... 3. и, зашагивая ему за спину и зацепляя шею правым предплечьем, выводит из равновесия. 4. В этом положении тори захватывает левой рукой пояс на спине лишенного равновесия укэ и конвоирует его. Этот прием относится к категории рэнко-вадза - \"техники конвоирования\". В качестве варианта рэнко-вадза подобная техника встречается крайне редко, но при сопротивлении соперника она может сразу перейти на удушение (куби-дзимэ). Уникальной особенностью этого приема является разворот соперника за счет собственного усиливая, оставаясь при этом на месте. 8. Хитирибики (\"Тянуть на расстояние в 7 ри\") 1. Укэ захватывает одежду на груди тори. Тори в ответ захватывает его руку. 2. Тори срывает захват и переворачивает руку укэ локтем вверх. 3. Затем он проходит левой ногой вперед, разворачиваясь к сопернику боком и одновременно подсаживая свое плечо под локоть его захваченной руки, и захватывая левый отворот куртки укэ. 4. Выведя укэ из равновесия, тори конвоирует его, взвалив себе на спину. Этот прием также относится к категории рэнко-вадза. Он слишком сложен и требует длительного и тщательного изучения в мельчайших деталях. 9.Кантан (\"Исследование старины\") 1. Укэ пытается провести удушающий захват. Тори захватывает его руку сверху. 2. Тори своей правой рукой захватывает куртку укэ у правого плеча и ... 3. проводит бросок через спину (сэои-нагэ). Это единственный прием раздела и-дори (\"борьба сидя\") в Миками Араки-рю. Однако и он сильно отличается от многочисленных техник и-дори других стилей, так как совершается не из положения сидя на коленях (сэйдза), а из положения сидя со скрещенными ношуми (кодза). Алекэтот Горбылёв (Москва) Текст перепечатан из жернала \"Додзё\" с разрешения редакции. http://combatmachine.hostonfly.ru/kemp22_r.htm
|
Категория: Спорт |
Просмотров: 374 |
Добавил: Серега
| Рейтинг: 0.0/0 |
|