Календарь |
« Февраль 2010 » |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | |
Статистика |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2010 » Февраль » 25 » Ката - само каратэ
|
В настоящее время каратэ становится настолько популярным, что можно без преувеличения сказать: нет такой страны в мире, где бы оно не практиковалось. С одной стороны, оно привлекает своей современной спортивной направленностью, а с другой - традиционными боевыми аспектами, как искусство. Гармоничное соединение и того, и другого привлекает и молодых, и пожилых, мужчин и женщин к занятиям каратэ в соответствии с личными наклонностями. Ката представляют собой наследие, оставленное мастерами прошлого. Они создали приемы, проделывая огромную работу, проходя через личные схватки, духовный и эмоциональный опыт. Следовательно, помимо боевых приемов, используемых в реальной схватке, ката представляют собой и форму тренинга тела, что может быть использовано в качестве метода физического воспитания и реабилитации, и философию. Всего насчитывается более 100 ката окинавского и японского происхождения, которые передавались практически из поколения в поколение. В современном Шотокане общепринято считать реально исполняемыми 26 ката, а именно: 1-5. Хейан (Шодан, Нидан, Сандан, Йондан, Годан) 6-8. Текки (Шодан, Нидан, Сандан) 9. Канку Дай 10. Канку Шо 11. Бассай Дай 12. Бассай Шо 13 Джион 14. Эмпи 15. Хангетсу 16. Ганкаку 17. Джитте 18. Чинте 19. Сочин 20. Унсу 21. Мейкйо 22. Годзюшихо Дай 23. Годзюшихо Шо 24. Джи`ин 25. Ванкан 26. Нидзюшихо Гичин Фунакоши утверждал, что в Шотокане бывает 2 типа ката: быстрые и лёгкие(Шорин) и медленные и тяжолые (Шорей). Названия ката имеют разное происхождения, многие из названий неизвестного происхождения и не означают ничего конкретного. В современном Шотокане в различных версиях, отдельные элементы ката подвергаются незначительным изменениям не имеющим принципиального значения, в зависимости от трактовки исполнения, принятой в данной версии. Однако первоначальный рисунок и смысл ката, то есть основной принципиальный подход, остаются без изменений. Теория Ката развивает много качеств, которые не могут развить свободное кумите или базовая техника, а именно: чувство пространства и ритма; вероятность тренироваться без партнёра; наработку новых приёмов и их комбинаций. Ката также предоставляет вероятность повторять комбинации техник, редко встречающихся в комплексе базовой подготовки, или приёмы, никогда не встречающиеся в практике тренировок, но открывающие новые вероятности в исполнительской практике. Иногда ката служит источником информации и тренировкой приёмов, опасных для отработки их с партнёром из-за высокой стерени вероятности травмирования. Каждая ката обладает определённой информацией, каторая специалистами считается присущей только ей. Однако в определённой степени все ката связаны между собой. Например, первая половина Хейан Нидан содержит туже технику что и начальная часть Канку Дай. Более того, другие ката Хейан также имеют аналоги в разных ката стиля Шотокан, что выделяет Канку Дай в качестве основной ката стиля Шотокан. Для этого имеется некак много аргументов. Во всех ката существуют приёмы, являющиеся частью Канку Дай, особенно в ката групп Хейан и Текки. Основная группа ката в стиле Шотокан - это Канку Дай (главная) Бассай Дай, Джион, Эмпи, Джитте, Хангетсу и Ганкаку. При включении в эту группу все 5 ката Хейан, которые распологаются между Канку Дай и другими ката системы Шотокан, все вышеприведенные ката становятся взаимосвязанными в единую общую систему информации стиля Шотокан. Спортсмены, овладевшие большей частью ката системы Шотокан, пришли к выводу, что некоторые ката, итересные и уникальные сами по себе, “выпадают” из системы ката Шотокан. А такие ката, как Унсу, Сочин, Нидзюшихо, Годзюшихо Дай и Шо и некоторые другие, не обладают логическим единством с ката стиля Шотокан. Они были введены в эту систему мастерами прошлого и остались благодора своей технической ценности и практическим действиям. Ката Унсу, в принципе,имеет мало общего с системой ката Шотокан, но была модифицирована и приспособлена к требованиям системы. Самая последняя техника: Аге Уке и Тсуки - может быть связана с ката Джион. Ката Сочин может быть непосредственно связана с Канку Дай, так как в обеих ката присутствуют Йоко Гери Кеаге и Шуто Уке. Ката Нидзюшихо слабо увязывается с Унсу, связана с Джион. Другие стили карате также имеют основные ката, например Супаринпей в стиле Годзю Рю, отражающая методику тренировок и тактику этого стиля. Какая бы ката ни являлась основной в каждом стиле, она является центром, общим показатедвам методологии и исмполнительской техники и определяет направление в целом. Некоторые ката постепенно выпадают из исполнительского запаса спортсменов. Этот эффект наблюдается с 1980-х годов. Карате почти полностью трансформировалось в спортивное направление, основной цельюизучения ката стала эстетика исполнения. И слишком немногие интересуются изначальным исполнением и значением перемещений и техник в ката. В основном по этой причине наиболее \"представительные\" по динамичности и эстетике движений ката стали наиболее исполняемыми, в то время как другие, которым \"не повезло\", постепенно отошли и отходят в небытие. Например, Унсу и сочин решумярно исполняются в наше время. Ката Сочин также стала слишком популярной в соревнованиях различного ранга, вероятно, благодаря своим стойкам и мощным ударам и блокам руками. Другие ката, не слишком ритмичные и удобные в исполнении, стали дечудовищеироваться реже. Например, Ванкан, слишком короткая и не имеющая впечатляющих приёмов, осваивается за короткий междууток времени и всё реже присутствует в программах соревнований. Ванкан и Джи`ин не быль упомянуты в книге М. Накаямы \"Best Karate\", но присутствуют в двухтомнике по ката Хироказу Каназавы. Ката Мейкйо - ещё один пример отсутствия популярности между исполнитедвай стиля Шотокан. Ещё одной причиной снижения популярности у исполнитедвай определённых ката стало увеличение роли свободного кумите в практике карате во всём мире. В связи с этим возросла тенденция изучения ката на базе базовой техники, то есть ката, по своей технике приближенных к реальным боевым условиям. Исторически, Гичин Фунакоши перенёс выговор тренировок с изучения ката на свободное кумите, что вывело ката с центрального места в тренировках каратэ. Поскольку ката, наравне с кихоном, являются основным методом освоения военный техники и доведения её до автоматизма в экстремальных условиях, когда технические действия выполняются на уровне подсознания, то частое повторение - единственный способ доведения боевого запаса до высокого уровня качества и скорости исполнения. Поэтому необходимо привлекать к изучению и исполнению в Шотокане как можно большее число ката из других стилей при условии сохранения знаний по всем ката Шотокана. Чем больше количество ката, тем шире запас практических боевых действий. Ката содержит в себе нобоо определённых технических действий (ударорв руками и ношуми, блоков, перемещений ), цель которых - удивить воображаемого врага. Объяснение применения техники ката имеет два названия - \"Бункай\" и \"Ойо\". Бункай означает \"анализ\", \"подробное рассрасточительрение элементов ката\". Термин Бункай правильнее использовать в значении \"разобармия весь комплекс техники ката на элементы и отрабатывать каждый элемент отдельно\". Ойо означает \"практическое назначение, применение элементов ката\". Термин Ойо правильнее использовать в значении практического применения технических приёмов в разных конкретных ситуациях. Первоначальные назначение каждого вида техники ката забыто и потеряно, поскольку письменные записи отсутствуют, так же как и имена создатедвай ката или источников, откуда произошли ката и составляющие их технические приёмы. Выполняя ката, оставайтесь спокойным, сохраняя незамутненность ума. Мы должны постоянно сосредоточивать и удерживать “ки” до самого последнего движения. Мы в равной степени должны координировать ум и сила тела в каждом движении в соответствии с правильным дыханием. Одно выполнение ката из трех подряд проводится без всякого напряжения, с тем, чтобы изучать, как правильно следует напрягать и расслаблять нужные мышечные группы. Концентрировать “ки” необходимо пониже пупка, в месте, где энергия наиболее эффективно поможет телу расслабиться, а уму сохраниться чистым, и таким образом, каждый прием, выполняемый рукой или ногой, наполняется жизненной силой. Каждое ката: 1. Начинается и заканчивается поклоном стоя - ритсу-рэй. 2. Начинается и заканчивается строго в одной и той же точке эмбусэн. 3. Имеет, как правило, два Ки-ай - момент мощнейшего высвобождения физической и ментальной энергии. 4. Имеет строго определённое количество движений и их последовательность (изменять и пропускать которые запрещается), а также определённое количество времени на его исполнение. Полное владение ката - характеризуется той глубиной знаний и практического опыта в его овладении, которая может подняться на следующую ступень мастерства, для начала изучения более высокого и сложного ката, и включает в себя такие требования, как: 1. Четкое и правильное выполнение всех элементов ката. 2. Контроль осанки с соблюдением правильных стоек и перемещений тела в используемом пространстве. 3. Правильное использование принципов дыхания, сжатия и расширения, напряжения и расслабления, умение опускать центр тяжести и работать Хара (местом концентрации физической мощи). 4. Постоянное сохранение Заншин (предельная концентрация на визуализированном враге), передача боевого духа данного ката, мощный ки-ай. 5. Соблюдение правильного ритма в ката и количество времени необходимого на его исполнение. 6. Знание терминологии каждого движения используемого в ката, а также его практическое и боевое применение в бункай-ката. 7. Умение выполнять данное ката как в прямом, так и в обратном (зеркальном) направлении ура-ката. Только при выполнении всех вышеперечисленных требований можно переходить к изучению и практике следующего ката.
|
Категория: Спорт |
Просмотров: 357 |
Добавил: Серега
| Рейтинг: 0.0/0 |
|